ЧЕРНЫЙ — один из цветов, символизирующих абсолютное, в противоположность белому цвету. В глубинной психологии это цвет «полного отсутствия сознания, погружения в темноту, печаль, мрак. В Европе черный цвет имеет негативное значение... Черный человек, мрачный дом, темная змея — все это вещи, внушающие мало надежды» (Э. Эппли). Хтоническим, подземным божествам приносили в жертву угольно-черных животных, а в более позднее время считалось, что дьявол или демоны требуют жертв в виде черного петуха или козла. На черных лошадях движется «дикое войско» — свита германского бога Водана. А дьявол нередко изображается черным, чаще, чем красным. Сатанинские ритуалы глумления над Богом именуются «черными мессами». Трубочист поначалу считается подозрительным и демоническим персонажем, но затем становится противоположным символом. Утверждается, что он приносит счастье. В средние века на людей с черным цветом кожи, негров, смотрели с большим подозрением. Для смягчения предрассудков в отношении Африки и жителей Африканского континента один из трех «святых царей», поклонявшихся Христу (собственно, это были волхвы, маги, астрологи), изображался негром. Черный цвет — это и отрицание земного тщеславия и великолепия, цвет священнической одежды и соответственно символ консервативных (ориентированных на церковь) партий. Черный цвет траура и покаяния — это и обещание будущего воскресения, во время которого он светлеет, становится серым, а потом и белым. В алхимии почернение преобразующейся в философский камень первоматерии является предпосылкой будущего успеха. Черный цвет — это зачастую цвет внушающих ужас богов (Махакала — «великий черный» — в индийской мифологии). В древнекитайской картине мира он ассоциируется с элементом водой и с севером. Великий император Ши-Хуан, сменивший династию Чжоу (ее символизировал красный цвет), избрал своим символом черный цвет (цвет чести и смерти), ибо «вода гасит огонь». Загадочное впечатление производит символика широко распространенных в местах паломничества в Европе «черных мадонн» (Ченстохов, Шартр, Таррагона, Айнзидельн, Монсеро и т. д.); их культ, похоже, проистекает с Востока и связан с темным аспектом дохристианской богини-матери, возможно, одного из проявлений богини мрака Гекаты. Этот образ напоминает черную богиню Кали из индуистского пантеона, но не воспринимается как устрашающий, а кажется связанным с понятием о плодородии. Темным женским образом в культе является также черная Сара (Сара-ла-Кали), покровительница цыган в центре паломничества Ле Сен Мари де ла Мер на юге Франции, где почитаются три Марии (Мария Иакова, сестра матери Христа, Мария Саломея и Мария Магдалина). Как гласит предание, три Марии после бегства из Святой земли обосновались в Провансе. Но и за «черной Сарой», день которой отмечается 24 мая, скрывается, похоже, одна из архаичных «черных богинь».
ФИОЛЕТОВЫЙ — цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью. В литургии он связывается с идеей покаяния, с искуплением и самоуглублением. Одинаковое соотношение основных цветов объединяет мудрость и любовь; на старинных изображениях страстей Господних Спаситель предстает в фиолетовом одеянии. Точно так же фиолетовый является церковным цветом и связан с адвентом, предрождественским временем, которое длится вплоть до самого Рождества. Сходным, но более близким к красному является пурпур античных царских мантий. Его получали из выделений двойной морской улитки, и стоил он очень дорого, вследствие чего пурпурный материал был символом высокого социального статуса. В древнем мире и в средние века в качестве красителя использовался сок лишайника (бот. Rocella tinctoria), который служил «заменителем пурпура» и рос прежде всего на побережье Канарских островов.
СИНИЙ — цвет, который наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от красного цвета синий воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Специалисты в области глубинной психологии находят здесь его связь с «душевной освобожденностью, мягким, легким и обдуманным устройством жизни». Это — небесный цвет, ассоциируемый в Древнем Египте с богом неба Амоном. Г. Хаинц-Мор называет синий цвет "самым глубоким и менее всего материальным цветом, медиумом правды, прозрачностью наступающей пустоты: в воздухе, в воде, в хрустале и в алмазе. Поэтому он является цветом небосвода. Зевс и Яхве ставят свои ступни на «лазоревый камень». Амулеты синего цвета, по преданию, нейтрализуют «злой взгляд». Плащ северогерманского бога Одина, как и плащ Девы Марии, к которой на поэтическом языке обращались как к голубой лилии, — синего цвета. Вишну в древнеиндийском мифе окрашен, как и Кришна, в синий цвет; поучающий Иисус изображается в синем облачении. «Синий цвет — символ правды и вечности Бога (ибо что правдиво, то вечно) — навсегда останется знаком человеческого бессмертия» (П. Порталь). В Древнем Китае к синему цвету наблюдалось двоякое отношение. Существа с синим лицом являются в традиционном искусстве духами и призраками или богом литературы Куй-сином, который когда-то из-за оскорбленного самолюбия покончил с собой. Первоначально в китайском языке не было слова для обозначения синего цвета, а слово «чинь» обозначало все нюансы цвета от темно-серого через синий до зеленого, подобно «пути ученого, который при свете лампы прилежно занимается науками». Нынешнее слово «лан» обозначает собственно «индиго», цвет простой рабочей одежды. Синие (голубые) цветы, глаза, ленты и полоски считались отвратительными и приносящими несчастье, в то время как в Европе «голубой цветок романтики» наводит на мысль о духовном полете мысли. В Китае элемент «дерево» стоит в одном ряду со словами «восток» и «синий цвет». В Древней Мексике в рукописях с иллюстрациями светло-сине-зеленым цветом изображались бирюза и вода, однако в символике стран света ему не нашлось места. В центральноевропейской народной символике синий цвет считается цветом верности, а также таинственности (сказка «Голубой свет»), обмана и неуверенности («голубой туман» — морочить кому-нибудь голову, «говорить в голубое» — молоть чушь, городить вздор, «поездка в голубое» — 1) поездка без определенной цели, 2) прыжок в неизвестность). Трудно объяснить известную связь между «синим» и «пьяным»; возможно, она объясняется синеватой окраской щек и носа хронических алкоголиков. В политической символике синий цвет — принадлежность либералов (или же национал-либералов). «Синяя кирпичная кладка» является традиционной системой «масонства Иоанна» (ср. Красный). В первобытном искусстве, а также у бесписьменных народов синий цвет использовался очень редко, так как трудно было найти природные вещества для его изготовления. Окрашенные в синее ткани особенно любимы в западной части Сахары и в граничащих странах зоны Сахели, например у кочевников реглейбат бывшей испанской Западной Сахары, у туарегов и в Мавритании.
КРАСНЫЙ из всех цветов чаще всего называется в качестве любимого цвета. В виде окиси железа (красный глинистый железняк) он был спутником человека на всем его пути, начиная с доисторического времени, и применялся в пещерном искусстве ледникового периода. Уже неандерталец посыпал тела захороненных этим красящим веществом, вероятно, чтобы вернуть им «теплый» цвет крови и жизни. Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. На интровертно-меланхолические характеры он действует навязчиво и отталкивающе. Поэтому в своей символике он также подвергался разнообразным толкованиям. В Древнем Египте он имел позитивное значение только в «красной короне» нижнеегипетской дельты, а в остальном его связывали с богом зла Сутехом (Сет) и враждебным змеем Апопом (Апофис). В папирусах эти имена писались красными чернилами; красновато окрашенные животные, например собаки, вызывали чувство отвращения, так как этот цвет всегда ассоциировался с насилием. В древнемексиканском искусстве красный цвет применялся редко, например, для изображения крови, Солнца и огня, в смеси с другими красками — для воспроизведения кожи. У майя он изображал восток, у горных народов Древней Мексики — юг; в Древнем Китае во времена династии Чжоу (1050-256 до н. э.) красный цвет был священным, живительным цветом. Вследствие этого красные знамена коммунистического Китая воспринимаются как традиционный символ. Красный цвет был цветом бога счастья, дающего богатство. Сочетание красного и зеленого, воспринимавшееся в Европе как нечто грубое и агрессивное, в Китае имело выразительное значение жизненности, например, в связи с «зелеными чулками и красной юбкой» юных девушек или красных ламп и зеленого винограда в гостинице. В то же время «краснолицыми» называли переутомившихся в супружеской любви мужчин, которым, по-видимому, предстояла ранняя смерть. В традиционном христианском искусстве красный цвет был цветом жертвенной крови Христа и мучеников, ревностной любви (например, в одеянии Иоанна, любимого ученика Иисуса) и огненных языков Святого Духа в день Пятидесятницы. «Кардинальский красный цвет», вероятно, означал, что его носители были готовы к жертвенной смерти во имя церкви. Однако и порочные женщины были одеты в красное. Идолы у языческих народов часто выкрашивались или подкрашивались в красный цвет. В Откровении Иоанна Богослова «великая блудница» Вавилон, «мать блудницам и мерзостям земным», «облечена была в порфиру и багряницу», и она сидит на семиголовом чудовище, «звере багряном, преисполненном именами богохульными». Поэтому красный цвет стал даже цветом ада и дьявола, равно как и причисленных к этой сфере таких «подозрительных» животных, как лиса и белка. Позитивно этот цвет воздействует как выражение победоносной любви в изображениях Творца и воскресшего Христа. Он находит применение в цвете церковных облачений в дни памяти мучеников, в праздник Святого Духа и во время страстной недели. В народной символике красный цвет является цветом любви (например, в связи с цветами, прежде всего — розой), а также жизни («сегодня в порфире, а завтра в могиле») и ярости. Красный цвет фонарей на ночных заведениях указывает на интимность и проституцию, в дорожных знаках — это требование «остановки» и, кроме того, указание на угрожающую жизни опасность. Во время боя быков красный цвет должен возбуждать обреченное на смерть животное и вызывать у него агрессивность, хотя сомнительно, чтобы бык был способен видеть цвет так же, как человек (скорее его раздражает движение мулеты, а не ее цвет). В алхимии красный цвет связывается с белым в дуалистическую систему и символизирует материальный принцип серы, горючее. Эта полярность, вероятно, связана с античным учением о зачатии, согласно которому новая жизнь возникает там, где кровь (менструальная кровь) соединяется с белой спермой, так что оба эти цвета вообще связались с символикой творения. В масонстве красный цвет обозначает систему высшей степени — систему «Шотландского ритуала», в противоположность «Синим» или Иоаннову масонству с тремя степенями (ученик, подмастерье, мастер). В глубинной психологии красный цвет (по Э. Эппли), например, в сновидениях говорит о функционировании чувств. «Там, где вспыхивает красный цвет, душа готова к действию, вступают в свои права овладение и страдания, есть влечение, но также стеснение, есть прежде всего эмоциональное отношение».
КОРИЧНЕВЫЙ цвет не является основным и не играет в символике окраски значительной роли. Тем не менее это цвет глинистой земли, который лишь в Древнем Китае заменяется желтым как символом середины. Для психолога скромный коричневый цвет имеет «теплое, спокойное, материнское, близкое простым фактам действие» (Эппли), однако П. Порталь (1847) рассматривал его как смесь красного и черного в качестве «символа тайной любви», «дьявольской одежды» и «темного огня» с отрицательным значением, считая «красного» древнеегипетского духа зла Сутеха (Сета, аналогичного древнегреческому Тифону) «коричневым»; на самом деле речь идет о ненавидимом египтянами цвете, о красноватой охре. В христианском мире коричневый цвет является "цветом почвы, осени, грусти... символом смирения и бедности, «отсюда коричневая ряса некоторых нищенствующих орденов» (Хайнц-Мор). Однако его связывают в отрицательном плане также с дымом огня (Содом и Гоморра) и дьяволом. В политической символике он использовался национал-социалистами германского рейха (коричневые рубашки штурмовиков) и в националистических объединениях подобного рода.
ЗЕЛЁНЫЙ, как и многие другие цвета, имеет в символическом смысле двойственное значение: от положительного аспекта, связанного в основном с оттенком «цвета мха», до «ядовито-зеленого». В народных представлениях зеленый цвет символизирует прежде всего надежду, и не только в Китае видели сны, в которых зеленое играло сугубо положительную роль. «Где распускается зелень, там просто естество, там само собой разумеющийся вырост... переживание весны. Когда, например, даже дьявол является как „Зеленый“, это значит, что он остался там в обличье античного растительного бога». Однако этому противостоит и негативное содержание: «Безмерное появление зелени во всех снах означает перенасыщение отрицательными природными влечениями» (Эппли). Христианская символика находит этот цвет цветом середины и посредничества, "равноудаленным как от голубизны небес, так и от красноты ада, успокаивающим, освежающим, цветом созерцательности, ожидания возрождения (Хайнц-Мор). Крест Христов как символ надежды и Спасения часто представляется зеленым, Грааль — изумрудным, престол Высшего Судии — как бы состоящим из зеленого ясписа (яшмы) (Откр 4:3). Особую ценность приобретает зеленый цвет в книгах св. Хильдегард Бингенской (1098—1179), которая настойчиво и повсеместно упоминает латинское слово viriditas (зеленость, растительная сила) и изумруд ценит прежде всего за его цвет: он «возникает ранним утром на восходе солнца. Зеленое убранство земли, травы расцветают в сей час самой свежей свежестью, воздух еще прохладен, а Солнце уже греет, и растения так алчно впитывают зеленость, как агнец — млеко. Жары целого дня не хватает, чтобы изварить и изъесть эту зеленость... Изумруд, посему, есть сильное средство против всех слабостей и болезней человеческих, поскольку само Солнце его сотворяет и вещество его от зелени воздухов порождено». В бытовом народном словоупотреблении «зеленый» может значить «незрелый», например, когда речь идет о недоспелых плодах, о неопытных, молодых людях. Сторона сердца — зеленая сторона, сторона пульсирующей жизни. Зеленый свет — значит, «проезд открыт». Зеленый цвет в политическом смысле символизирует альтернативные движения, в которых отказ от сверхтехнизации жизни и пропаганда возврата к естественному (природному) образу жизни имеют центральное значение. В исламе зеленый цвет — цвет пророка. В традиционной китайской символике красок зеленый и белый цвета образуют пару противоположностей в смысле дуалистической системы, соответствующей полярности красного и белого цветов в западной алхимической символике. Зеленый дракон китайской алхимии символизирует первичный принцип инь, ртуть (жидкое серебро) и воду. Тогда как белый тигр — принцип ян, свинец и огонь. В европейской алхимии зеленый дракон или лев означают сильный растворитель, например царскую водку (aqua regia), и знаком его является перевернутый вершиной вниз («женский») треугольник в сочетании с R. Ввиду отсутствия единой системы символов в некоторых источниках зеленый дракон может означать, как и в Китае, элемент ртуть
ЖЕЛТЫЙ — в алхимической символике цвет лёссовой земли и поэтому символ середины. Цвет золота получил наименование «желтый» в многочисленных свидетельствах. Очень часто боги изображались с кожей золотисто-желтого цвета. Гёте в своем учении о цветах назвал желтый цвет «цветом радостным, бодрящим и нежным; но он склонен вызывать досаду, едва заметная подмешка обесценивает, обезображивает, опаскуживает его». Только лишь легкая добавка красного нюанса была бы вообще допустима для придания ему «теплоты». Пронзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью («желтый от зависти»); впрочем, во взаимосвязи с «желтой желчью» (греч. choie) — телесным соком, — по античному и распространенному вплоть до Нового времени учению о четырех телесных проистечениях, ему соответствует тип холерика. Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца: по своей двоякой природе это «цвет» чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая" (Эппли). Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости; бледно-желтый — к коварной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды. Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды. В древней картине мира майя желтый цвет ассоциировался с южной стороной света. В алхимической цветовой символике желтый окрас (citrinitas) указывает на поступательное движение изменчивой материи по направлению к философскому камню, переходящей из черноты к красноте.
БЕЛЫЙ (цвет). Может пониматься либо как «еще не имеющий цвета» (бесцветный), либо как полное соединение всех цветов светового спектра, а также как символ неомраченной невинности доисторического рая или конечной цели очистившегося человечества, стремящегося вернуться к указанному состоянию. Белые или полностью бесцветные одеяния во многих культурах являются священническими облачениями, символизирующими чистоту и истину. Новообращенные христиане надевали белые одежды, и в таком же виде изображались души праведников после Страшного суда. Белые облачения пап символизируют просветленность, великолепие (величие) и небесный путь. Еще Пифагор рекомендовал исполнителям священных гимнов носить белые одежды. Белые жертвенные животные посвящались небесам, тогда как черные — аду. Святой Дух изображается в виде белого голубя. Однако белый цвет имеет также и символически негативный аспект, и в первую очередь в смысле «смертельной бледности». Явление во сне белой лошади часто связывается с переживанием приближающейся смерти. «Всадник на белой лошади всплывает там, где может случиться смерть» (Эппли). Призраки во многих культурах представляются в виде белых фигур («белая женщина») соответственно как нечто обратное тени. В традиционной символике Китая белый цвет — это цвет старости, осеннего увядания, запада и несчастья, но вместе с тем — юной девственности и чистоты. Тайное общество, боровшееся за чистоту нравов, называлось «Белый лотос». Белый цвет в Китае — это общепринятый цвет траура, собственно не имеющего цвета, бесцветного траурного одеяния. В алхимии посветление или побеление — это знак того, что прошедшая почернение первоматерия находится на пути к философскому камню
у кочевников реглейбат бывшей испанской Западной Сахары, на Юге Марокко
ОтветитьУдалить